Одной из важнейших задач системы качества является задача организации и проведения внутренних проверок качества и анализа их результатов. Такие проверки являются разновидностью контрольной деятельности, называемой аудитом. Достаточно часто нас приглашают для того, чтобы решить одну из следующих задач:
- аудит качества
- аудит системы продаж
- аудит операционной деятельности
- аудит технологии
- аудит персонала.
Все эти задачи образуют систему контроля за основными результатами деятельности предприятия.
Аудит качества проводится для получения картины работы системы качества на предприятии за определенный период времени. Цель внутреннего аудита состоит в том, чтобы собрать свидетельства в форме «наблюдений», которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах и системе качества.
Основные
задачи аудита качества, как правило, заключаются в следующем:
- определить действие и результативность Системы управления;
- получить информацию насколько хорошо работает управленческая система;
- определить уровень соответствия стандартам и процедурам;
- проверить качество производства продукта или предоставления услуг;
- определить возможные улучшения Системы управления.
Различают три
вида аудита качества (проверок):
- аудит, ориентированный на продукт (внешняя среда);
- аудит, ориентированный на процесс (внутренняя среда);
- аудит, ориентированный на систему качества (комплексная оценка).
Аудит, ориентированный на продукт Этот вид аудита предназначен для оценки качества продукта (определенного количества готовых продуктов). В ходе аудита взаимосвязано анализируется соответствие качества продукта требованиям потребителей, техническим спецификациям, контрольной и технологической документации, а также делается заключение о действенности, целесообразности и состоянии документации.
Тем самым аудит, ориентированный на продукт, выходит далеко за рамки контроля качества продукта и охватывает также соответствующие элементы системы качества.
Основными целями этого вида аудита качества являются:
- контроль качества продукта/услуги;
- доказательство стабильности процесса изготовления продукта/оказания услуги;
- обеспечение выводов из результатов конечных испытаний.
Аудит, ориентированный на систему качества Этот вид аудита предназначен для обширной оценки эффективности всей системы качества. В ходе аудита анализируется соответствие всех инструкций (методологических и рабочих инструкций, стандартов. Чек листов) требованиям взятых за основу нормативных документов, а также соответствие проводимых мероприятий по обеспечению качества в гостинице предписаниям на всех стадиях жизненного цикла.
Основными целями аудита, ориентированного на систему качества, являются:
- регистрация фактического состояния системы качества;
- четкое выделение «узких мест»;
- «активирование» правильного отношения сотрудников предприятия к существующим предписаниям.
Аудит, ориентированный на процессы Данный вид аудита предназначен для оценки качества способа или процесса производства. В процессе проведения аудита анализируется соответствие качества процесса рабочим инструкциям, технологическим предписаниям и другой нормативной документации, а также соответствие продуктов/услуг на выходе процесса техническим спецификациям и требованиям потребителей. В этом случае, также как и при аудите продукта, одновременно рассматривается действенность, целесообразность и состояние документации и тем самым рассматривается состояние элементов СК на предприятии.
К числу важнейших целей аудита, ориентированного на процессы, относятся:
- проверка возможности соблюдения технологических параметров;
- документирование параметров производительности и качества процесса;
- определение «узких мест» процесса.
Кроме того, каждый из перечисленных видов аудита качества может производиться:
- 1-й стороной (внутренний аудит), когда предприятие на основе свода нормативных документов проверяет, например, свою систему качества; при проведении внутренних аудитов, как правило, применяется комбинация аудитов, ориентированных на систему качества, процессы и продукты; анализ направлен, в первую очередь, на процессы со сбоями;
- 2-й стороной и 3-й стороной (внешний аудит), когда предприятие анализирует применяемую поставщиком систему качества (аудит 2-й стороной) или независимая третья сторона проверяет предприятие на предмет соблюдения имеющегося и подлежащего согласованию свода нормативных документов.
Этапы проведения аудита системы управления гостиницей:- Осмотр отеля - этап предусматривает посещение отеля, осмотр гостевых и служебных помещений, встречи с руководителями служб, запрос информации и помощь в ее сборе (при необходимости).
- Запрос исходной информации для анализа.
- Дополнительные встречи и интервью с менеджментом отеля.
- Аналитика (проведение глубинных исследований).
- Предоставление отчета, презентация.
Результат аудита:Подробный отчет и краткая презентация:
- по совершенствованию системы маркетинга и продаж отеля;
- по совершенствованию системы управления расходами отеля с указанием возможных точек роста/резервов экономии;
- описание последовательности шагов для увеличения доходов и оптимизации расходов отеля.
Дополнительно мы можем выполнить:1. Разработку/доработку и внедрение нормативных документов, регламентирующих бизнес-процессы отеля.
2. Оценку качества работы персонала отеля при оказании услуг – «Тайный гость».
3. Экспертизу менеджмента отеля – квалификационное соответствие, опыт, перспективы профессионального роста и развития и т.д.